

Самым распространенным способом передачи крутящего момента от сельхозтехники к прицепным и навесным агрегатам является карданная передача.

Универсальные шарниры (собранные на одной крестовине) позволяют работать при углах до 22°. Также кроме простых шарниров существуют широкоугольные шарниры, способные работать на углах 30°.
Широкоугольные шарниры
Широкоугольный шарнир по сути представляет собой два шарнира, углы которых изменяются синхронно. Конструктивно это две вилки установленных на центрирующее устройство. Задача центрирующего устройства заключается в обеспечении одинакового угла отклонения вилок, помните мы уже оговаривали? Что для компенсации колебаний углы шарниров должны быть одинаковыми. Призвание широкоугольного шарнира не только работа на больших углах изгиба, а так же их устанавливают в конструкциях где изменение угла одного шарнира карданного вала значительно больше другого, т.е. например, есть необходимость чтоб при повороте трактора привод работал, при этом шарнир со стороны трактора отклоняется на 28º, а со стороны прицепного агрегата на 5º. В таком случае, со стороны трактора должен устанавливаться широкоугольный шарнир.

Предохранительные муфты
Предохранительные муфты, существуют для предотвращения поломки карданного вала и соединенных им агрегатов в следствии динамических нагрузок или превышения допустимого крутящего момента.
Самые распространенные муфты таких типов:
-
фрикционная;
-
радиально-штифтовая;
-
со срезным болтом;
-
обгонные.
Фрикционные муфты
Фрикционные муфты предназначены для ограничения максимального крутящего момента, передаваемого от вала отбора мощности к потребителю мощности. Такие муфты в своей основе состоят из фрикционного диска зажатого между двумя нажимными дисками. Когда крутящий момент увеличивается до момента срабатывания, фрикционный диск начинает проскальзывать, тем самым ограничивая передачу крутящего момента. Крутящим момент при котором срабатывает муфта регулируется преднатягом нажимных пружин, и регулируется для каждого агрегата индивидуально.
Фрикционные муфты как правило устанавливают со стороны навесного или прицепного агрегата, и не желательно со стороны трактора. Обусловлено это возможными подтеками масла, и как следствие замасливания фрикционного диска. Чаще всего применяют такие муфты на тяжело нагруженных агрегатах, таких как почвообрабатывающие фрезы, пресс-подборщики, дробилки, роторные косилки.
По типу установки муфты бываю:
-
универсальные т.е. имеют шлицевую втулку и вал
-
с ушами под крестовину
-
комбинированные муфты для пресс-подборщиков, состоящие из фрикционной и обгонной муфтой в одном корпусе, и крепятся к маховику на 3-х болтах.



Муфты со срезным болтом
Муфты со срезным болтом выделяются простотой и неприхотливостью. В качестве предохранительного элемента используется болт, который при превышении нагрузки срезается. Стоить отметить что такие муфты имеют значительно больший момент срабатывания чем другие типы муфт, такого-же типоразмера.

Обгонные муфты
Обгонные муфты призваны защищать трансмиссию силового агрегата и навесного оборудования от перегрузок вызванных инерционными массами. По конструкции такая муфта напоминает трещоточный механизм, который передает вращение только в одном направлении, и после остановки ведущего вала, ведомый продолжает свободно вращаться по инерции. Такие муфты устанавливают со стороны прицепного или навесного агрегата, а в случае наличия фрикционной муфты, со стороны силовой установки.
Применяются такие муфты на агрегатах в которых трансмиссия или рабочие органы имеет высокую инерционность, например: пневматические сеялки, роторные косилки, сеноворошилки, генераторы.
